Перейти к концу метаданных
Переход к началу метаданных

Каламкар, это ситец, изготовленный с помощью ручной набивки. Название пришло в наш обиход из персидского языка, в переводе каламкар – это ковер. В 17-19 веках это слово обозначало покрывало или панно, которое выполнено в технике набивки. Изделия, которые приходили к нам из Индии или Персии, в дальнейшем покрывались ручной росписью, которая называлась каламом и означала тростниковое перо. Калам был своеобразной альтернативой коврам, которые стоили гораздо дороже.

Немного из истории.

Первые каламкары начали изготавливать еще в шестнадцатом веке в Персии. Новый способ нанесения красок на материал послужил толчком к началу изготовления каламкара. Деревянные резные штампы помогали наносить краску на материал. Каламкары могут быть самыми разнообразными по виду, качеству и размеру – их стоимость напрямую зависит от того, что изображено на полотне и кто был автором картины. Каламкары изготовлялись по такому принципу: сперва мастер очень аккуратно наносил рисунок черного цвета на ткань и по очереди прикладывал штампы к материалу. В итоге получался шаблон, который потом раскрашивался по основным линиям рисунка. На ткани стали появляться традиционные цвета, такие как красный, синий, желтый и коричневый. Если наносить два цвета, то каламкар будет двухцветным. Мастера делали такое, используя разнообразные оттенки двух основных цветов.

Материал, на котором выполнялась техника рисунка, должен был быть качественным. На практике ткань обрабатывалась дубящими веществами, благодаря чему получается специфический кремовый оттенок. Благодаря такой специальной обработке, на протяжении многих лет ткань сохраняет свои первоначальные свойства и внешний вид, она не изнашивается, легко стирается, медленно загрязняется.

После нанесения рисунка, на протяжении длительного времени ткань кипятится, после чего ее полощут в холодных водах рек, и только тогда просушивают. Воистину захватывающее зрелище – это оставленные на берегу рек несколько десятков каламкаров! Обработка сложная и довольно долгая, она делается не только для того, чтобы укрепить ткань, но и для того, чтоб рисунок не линял, чтоб его невозможно было стереть с полотна. Яркие лучи персидского солнца способствовали тому, чтобы жители придумывали все новые способы, как сделать, чтобы краски не блекли, соприкасаясь с этими лучами. Таким тканям и краскам не страшна никакая стирка.

Традиционными рисунками считаются флористические орнаменты, огурцы и арабески. Спустя годы, к традиционным рисункам стали добавляться и другие. На сегодняшний день такие ткани используются для пошива салфеток, сумок, скатертей и даже одежды.